Биография Публикации Работы Осколки мыслей 100-летие О сайте
Фотохудожник Алексей Михайлович Перевощиков

Айвар Акис

Творческая молодость

Около 50 лет работает в фотографии Алексей Михайлович Перевощиков - фотохудожник из города Кирово-Чепецка. Его работы хорошо известны жителям Москвы, Ленинграда и других городов нашей страны, где в различные годы были организованы его персональные выставки. Встреча рижан с художественными фотографиями была большим праздником не только для организаторов экспозиции - фотостудии Дворца культуры завода ВЭФ, но и для всех фотографов Латвии. На открытие выставки прибыли рабочие, студенты, художники латвийской столицы, металлурги Лиепаи, рыбаки Салацгривы и энергетики самого молодого города республики Стучки.

Такого живого интереса, как после признался Алексей Михайлович, - он не ожидал. И в последующих встречах с фотографами Латвии живой классик русской фотографии, как его повсюду величают, почувствовал, что интерес к его творчеству по настоящему искренен.

Культурные связи с родным краем Алексея Михайловича Перевощикова латыши имеют на протяжении всего 20 столетия. С 1899 по 1903 годы в бывшей Вятской губернии за революционную деятельность ссылку отбывал народный писатель Латвии Янис Райнис. В городе Слободском поэт написал сборник стихов "Далекие отзвуки синим вечером", насыщенный атмосферой первой русской революции.

Во время Великой Отечественной войны в Кировской области нашли приют многие латышские семьи. В их числе был и народный писатель Андрей Упит, здесь он написал роман "Земля зеленая". Здесь он создал пьесу, адресованную фашистскому варварству и насилию "Спартак".

Персональная выставка А. М. Перевощикова в городах Латвии в канун полувекового юбилея со дня образования многонационального советского государства является продолжением взаимообогащения культуры между нашими народами.

Что привлекает, в первую очередь, в художественных фотографиях Алексея Перевощикова? Это его творческая молодость, постоянные поиски, находки и целеустремленность. Скажу откровенно, его выставка произвела огромное впечатление. Чтобы разобраться в ней, важно понять критерии художественного мышления автора.

Алексей Михайлович в молодости учился в художественном училище. Ему ясны принципы создания художественного произведения, он умеет объяснить тот или иной творческий прием. Автор этих строк имел счастье ознакомиться с двумя статьями Перевощикова, в которых он изложил свое кредо. Перевощиков выступает за равноправие двух методов съемки: организационно-постановочного и репортажного. Если признавать лишь последний из них, то по его мнению "невозможно определить имя фотографа, под репортажным снимком - лица и почерка автора… Удача в репортаже и отношении высокой художественной ценности - дело редкого случая".

И вторая очень важная его мысль: "Как заставить объектив думать и чувствовать вместе с автором? Как вложить в фотографии и донести до зрителя свое состояние - восхищение, радости, грусть и добиться сопереживания?

Алексей Михайлович считает, что добиться наилучших результатов в раскрытии содержания можно, лишь в совершенстве владея всеми современными средствами фотографических изобразительных приемов. Многих знатоков раннего творчества Перевощикова в последнее время смущает его увлечение приемами фотографии, применение различных растров и т. д.

- Меня не удовлетворяет точное, зеркальное, бесстрастное отражение действительности, - говорит он. - Владея различными фотографическими приемами, можно добиться более яркого и полного самовыражения...

Мои увлечения и эксперименты, а если говорить точнее, поиски, никак не исключают ни моего уважения к традициям больших мастеров фотоискусства прошлого, ни моей многолетней работы в так называемом "классическом направлении". Кажется мне, излишне сужаются возможности самого молодого фотографического искусства, если задачи его кое-кто из теоретиков пытается ограничить только репортажем, только документальностью и яростно протестует против "экспериментов", против поисков.

Думаю, что в оценке того или иного автора очень важно понять его стремление, знать мысли и концепцию. Кажется, мы пережили время, когда должны были довольствоваться более или менее удобными клубными выставками, обменом коллекций авторов. Советская страна имеет большое количество ярких самобытных художников, анализ творчества которых не может быть ограничен перечнем работы и коротким, порой не точным пересказом содержания снимков. Пришла пора серьезно оценить их художественные ценности, решать проблемы дальнейшего развития фотоискусства.

Мне хочется объяснить, почему в лице одного из старейших фотохудожников Советского Союза молодое поколение фотографов Латвии Гунар Бинже, Янис Крейцберг, Эгон Спурис и многие другие встретило как единомышленника. Наверное, это потому, что не годы определяют творческую молодость, а умение чувствовать свою эпоху. Алексей Михайлович - самородок в фотографии, это постоянно развивающаяся личность. Мы пока привыкли его величать "творцом красоты русской природы", но его диапазон значительно шире: он и певец человеческой красоты ("Женщина"), и тонкий психолог ("Раздумье"). Он прекрасно справляется с эстетическими задачами в фотографиях чисто декоративного характера, а это тоже очень важно ("Трубачи"). Думается, что "Проводы скворцов" и "Конек-горбунок" без применения фототехники ничего не дали ни зрителям, ни автору.

Позиция Алексея Михайловича Перевощикова не противоречит задачам фотоискусства.

Преобразование жизни в искусстве объясняется прежде всего самим характером творческой деятельности, первоисточником которой является особенно интенсивное эстетическое переживание. Изображая что-либо, передавая свои чувства и мысли, навеянные жизнью, художник отбирает определенный материал действительности. Тем самым он в какой-то степени либо усиливает, либо переосмысливает привычные, доступные ему связи мира, либо на их основе творит нечто иное, но в конечном счете в той или иной мере адекватное миру и своему представлению о нем. Композиция, ракурс съемки, выбор освещения, последующая ретушь снимка предполагают определенное возникшее у, фотографа в процессе взаимодействия с моделью эстетическое переживание и оценку этого переживания в топ или иной акцентировке, подчеркивание деталей и тому подобное. В результате па художественной фотографии изображается далеко не все как в жизни, - знакомый уголок природы, города, лицо близкого нам человека - могут преобразиться, открыться с новой стороны. А что касается оценки творчества А. М. Перевощикова зрителями, то они восхищены высоким мастерством старейшего мастера. "Выставка Алексея Перевощикова - одна из лучших фотовыставок, какая в Риге вообще побывала. Члены фотоклуба "Гамма".

Студентка И.Ч. в книге отзывов пишет: "Ваша выставка впечатляет глубиной чувств о природе и воспевает глубину чувств человека".

Группа рабочих завода ВЭФ считает: "Что художник любит русскую природу, труд человека, он уважает старых людей, любит детей".

"Выражаем благодарность автору за прекрасные работы и откровенность". Участники фотостудии Рижского вагоностроительного завода.

"Искусство - это непрерывный путь поисков и экспериментов. Спасибо Перевощикову за множество находок". Художник В. Ацтиньиш, город Айзпуте.

"Выставка - прекрасная картинная галерея, здесь многообразие жанров и применение специальных фототехник. Многие работы имеют глубокий смысл. Другие удачны в чисто изобразительном отношении. Как один, так и другие впечатляют. Это большой урок в художественной фотографии". Крастыньш, г. Стучка.

Много посетителей: рабочие, инженеры, архитекторы - присоединяются к записи трех студенток: "Ваше жизнеутверждающее искусство помогает работать и жить. Просим издать альбом Ваших работ, ведь каталог не идет в сравнении с оригиналами. Этот альбом будет большой радостью для всех, любящих фотографии".

Таких записей в книге множество. Это выражение любви и восхищения творчеством Алексея Михайловича Перевощикова. Это; наверное, почувствовал автор выставки, встречаясь с жителями Латвии. На этих встречах Алексей Михайлович проверял себя, он искал ответы, ждал оценки. Он имел беседы со многими известными фотографами и повсюду встречал одобрение и поддержку.

Алексей Михайлович в Риге побывал впервые, но кажется, что расстояние от Балтики до Урала не отделяет, а наоборот, сближает искусство. Фотографы Латвии поистине рады этой встрече, она взаимообогатила людей одной профессии. Хочется от души пожелать многоуважаемому Алексею Михайловичу в его творчестве продолжать идти начатым путем и чувствовать себя всегда молодым!

Айвар Акис. Рига, 6.02.1972 г.

Статья написана для журнала "Советское фото". Не опубликована.

Copyright © 2004

Сайт к 100-летию фотохудожника А.М. Перевощикова


создание и поддержка сайта